Суфийские танцы

… “Мы побывали у вертящихся дервишей. Их было счётом двадцать один. Все были одеты в широкие, длинные до пят, светлые балахоны. Они стояли на круглой площадке, обнесённой перилами; каждый по очереди подходил к священнику, низко кланялся, потом, иступлённо завертевшись, возвращался на своё место в кругу и там продолжал вертеться. Заняв свои места – в пяти-шести футах друг от друга, – каждый продолжал вертеться волчком, и весь этот изуверский хоровод трижды обошёл комнату…

_DSC4019.jpg
… Это продолжалось двадцать пять минут. Кружась на левой ноге, они то и дело быстро выбрасывали вперёд правую и, отталкиваясь ею, скользили всё дальше по навощённому полу. Кое-кто развивал совершенно невероятную скорость. Большинство делало сорок оборотов в минуту, а один ловкач ухитрялся делать даже шестьдесят – и так все двадцать пять минут; балахон его раздулся и стал точно воздушный шар…

… И всё это в совершенном безмолвии, закинув голову, сомкнув веки, в каком-то религиозном исступлении. Время от времени раздавалась режущая слух музыка, но музыкантов не было видно. В круг никому нет доступа, кроме вертящихся дервишей. Если ты не кружишься, тебе там не место.”
Марк Твен “Простаки за границей”

По сути, с того времени почти ничего не изменилось. Разве что вертящихся дервишей на нашем танце-медитации было всего три, а не двадцать один. И священника не было, но было суфийское братство, игравшее потрясающую музыку, которому и кланялись дервиши. Да и время танца увеличилось до часа.

На нашем “представлении” музыка сыграла огромную роль сыграла. Для меня именно она стала определяющей в этом магическо-культурном ритуале. Волшебные, льющиеся звуки музыкальных инструментов и завораживающий голос суфия весьма благоприятно влияли на слух.

Суфийские братства имеют свои техники вхождения в молитвенный транс. Большинство из них основано на медитации путём повторения имен Аллаха. Но есть некоторые братства, которые используют в своих радениях музыку и пение, игру на музыкальных инструментах, танец, декламацию стихов и молитв, ношение имеющих символическое значение облачений и др. Это называется сама́, сема́ (от арабского “слушание”) – суфийский ритуал, представляющий собой разновидность зикра (исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога).

Сегодня танец дервишей – массовый туристический аттракцион, часто происходящий в ресторанах. Мы смотрели суфийский танец в неправильном месте. Мне не очень понятно, как можно исполнять танец-медитацию под жующих и пьющих людей. Это завораживающее зрелище хочется смотреть не отвлекаясь на приём пищи, что я собственно и делала. Но сидящие за соседними столиками туристы, не разделяли моего мнения – звон бокалов и столовых приборов разносился по всему залу заливистым колокольчиком.

Роскошная белая рубаха до пят – танура – создавала ветерок от верчения, настолько дервиши были близки к посетителям. Из-под высоченного войлочного, конусообразного колпака тонкой струйкой проступал пот. В помещении было душно, но дервиши не обращали на это внимание: войдя в медитацию они устанавливали контакт с высшими силами.
А я беспокоилась, чтобы кому-нибудь из них не стало плохо. Очень волнительный момент.

Если решите посмотреть на традиционный суфийский обряд без еды и напитков, то скорее вам нужно посетить “Музей крутящихся дервишей” в районе Истикляль Кадесси. Место тоже довольно раскрученное, но здесь вы не будете отвлекаться на приём пищи, а полностью проникнитесь чарующими звуками флейты и тамбура.

До встречи ещё где-нибудь!

Оставайтеьс на связи!

Instagram
Facebook
Вконтакте

Comments are closed.

|

Up ↑

%d bloggers like this: